ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ В ВОРОНЕЖЕ. К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА

На фото:
1. Сотрудники Большого Советского театра на читке пьесы М. Горького «Враги». В центре – О.Э. Мандельштам. Воронеж, 1936
2. Сидят, слева направо: О.Э. Мандельштам, М.В. Ярцева. Стоят: Н.Я. Мандельштам, Н.Е. Штемпель. Воронеж, май 1937

Воронежская ссылка, длившаяся три года – особый этап в жизни и творчестве О.Э. Мандельштама. Поэт приехал в Воронеж в июне 1934 года вместе с женой, Надеждой Яковлевной Мандельштам. «Эти дни, эти беды – это лучшее и последнее счастье», – писала она в своих воспоминаниях. Здесь Осип Эмильевич нашел  и  собеседников, и  друзей, и  почитателей своего таланта. В первый год пребывания в Воронеже, поэт активно участвовал в культурной жизни города: работал над статьями и рецензиями для журнала «Подъём», ездил с группой воронежских писателей в Воробьевский район на открытие там первого советского театра, посещал концерты местного симфонического оркестра, готовил передачи для радио.
10 октября 1935 года О.Э. Мандельштам был принят на должность заведующего литературной частью в воронежский Большой Советский театр (сейчас – Воронежский Академический Театр драмы им. А. Кольцова). Поэт присутствовал на репетициях и спектаклях (в те годы самыми яркими постановками были «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова и «Слуга двух господ» по пьесе К. Гольдони), организовывал для печати театральные рецензии, готовил различные рекламные материалы к публикации. По заданию театра Мандельштам работал над сокращением пьесы А. Корнейчука «Платон Кречет» для передачи по радио. Осип Эмильевич прослужил в театре до августа 1936 года.
Созданные в Воронеже стихотворения относятся к числу лучших произведений в лирике Мандельштама, во многих из них присутствуют местные мотивы и приметы. Неслучайно, Анна Ахматова, приезжавшая к Осипу Эмильевичу в Воронеж в феврале 1936 года, отмечала: «Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем не свободен». Первой слушательницей многих воронежских стихотворений Мандельштама была Наталья Евгеньевна Штемпель, познакомившаяся с поэтом в сентябре 1936 года. Незадолго до отъезда из Воронежа Осип Эмильевич подарил Наталье Евгеньевне тетради, в которых были записаны все его воронежские стихи.
Накануне отъезда в мае 1937 года, по желанию поэта его жена, Надежда Яковлевна, Наталья Штемпель, её подруга Мария Ярцева и он сам отправились в пятиминутную фотомастерскую на рынке, чтобы сделать фото на память. «Как и следовало ожидать, карточка получилась ужасная», – вспоминала Наталья Евгеньевна.

Осип Мандельштам

На фото:
1. «Портрет Мандельштама. Кольцовский сквер» . Художник В.П. Криворучко. Воронеж.
2. «О.Э. Мандельштам». Рисунок С.Б. Рудакова. Воронеж, 1935

ЭДУАРД  ПАШНЕВ*  «ХУДОЖНИК И ПОЭТ»

Кольцовский сквер, шагает Мандельштам;
С рассвета он шагает до рассвета.
Художник это написал, а сам
Сидит с замерзшей кистью у мольберта.
Как написать, чтоб слышались шаги,
Идущего над пропастью – до края.
Он – Мандельштам, он сослан за стихи.
И продолжает их писать, шагая…
О чем-то очень жарком, дорогом,
Чего не спрячешь ни в тетрадь, ни в папки,
Поскольку в сквере снег лежит кругом,
А он – в распахнутом пальто, без шапки.

Кольцовский сквер, поэта береги!
В белила кисть – дорога посветлела.
Такие у художника шаги
Когда душа шагает, а не тело.
Художник выбрал для себя попутчика,
Из всех поэтов только одного.
Он – мастер, он ничуть не Криворучка,
Хотя фамилия такая у него.
Куда ведут шаги с того холста
К Наталье Штемпель в тайные тетради?
И нет могилы, нет звезды, креста.
Есть лишь картина в раме, как в ограде.

Не разглядеть в неоновом огне
След ссыльного поэта на проспекте
И будет он шагать и после смерти
В Никитинском музее – на стене.
Художник с кистью на своем посту.
Дорогу к холмику искать не надо.
Шагает он по скверу, по холсту
И скорбный звук шагов хранит ограда.
11 сентября 2020 г.

*) Воронежский писатель и поэт Эдуард Иванович Пашнев скончался 1 января 2021 года в ковидном отделении больницы Сан-Франциско.