ПО ЗАКОНАМ ЖИЗНЕННОЙ ПРАВДЫ


На протяжении всей истории мировой литературы неизвестные широкому читателю авторы чаще других открывали новые аспекты художественного описания действительности. Без их произведений знание ушедшей эпохи, её понимание не может быть полным и глубоким. Эти авторы оказали большое влияние на творчество других литераторов, ставших со временем более известными.

Такой писательницей была Елизавета Митрофановна Милицына. Именно она в своём рассказе «На Голубинке» впервые в русской литературе подняла «тему босячества», впоследствии блестяще развитую в своем творчестве Максимом Горьким, а в её «Записках сестры милосердия» наш современник знакомится с бесценными фактами почти забытой Первой мировой войны. Елизавета Милицына — подлинный мастер слова. Её произведения отличаются знанием автором русской жизни, национальных обычаев и традиций.

Известный советский литературовед, профессор Воронежского университета Алексей Путинцев в статье «Памяти Милицыной. (1869-1930)» писал о Елизавете Митрофановне: «…Одна из писателей-самоучек, благодаря житейским условиям давшая гораздо меньше, чем могла бы дать по своему таланту… Она запечатлела в своих рассказах весь внешний бытовой уклад крестьянства и психологию различных крестьянских прослоек. Самая манера изображения крестьянской жизни у Милицыной характерна насыщенностью образов крестьянской речи; для своих поэтических целей она широко использует живое знание крестьянской поэзии: заговоры, песни, сказки, пословицы и т.д.».

На фото:
1.Портрет Алексея Михайловича Путинцева.
2.Газетная статья «Памяти Милицыной. (1869-1930)».


Елизавета Милицына родилась 24 апреля 1869 года в г. Острогожске Воронежской губернии. Её отец служил приказчиком в помещичьем имении, мать была домохозяйкой. С детства Лиза видела жизнь крестьян, а от своей няни она слышала множество русских песен, сказок, поговорок и прибауток. Через несколько лет после рождения дочери семья переезжает на станцию Грязи железнодорожной линии Москва – Воронеж (ныне Грязи — Воронежские ЮВЖД), где отец работает конторщиком и сцепщиком вагонов. Родители не смогли дать дочери приличного образования. Подобно некоторым другим талантливым писателям и поэтам, в литературу Елизавета Милицына пришла самоучкой. Об её первых литературных пробах пера ничего не известно, но предположительно машинописные рукописи стихотворений в прозе являются ранними произведениями Елизаветы Митрофановны.

В 1889 году Елизавета вышла замуж за управляющего имением графа Толстого по фамилии Каргин. Мужу были чужды литературные интересы и духовные устремления жены. Брак распался. В 1894 году она познакомилась с Николаем Алексеевичем Милицыным. Он работал агрономом в помещичьем имении, увлекался журналистикой и публицистикой, писал статьи и рассказы для журналов. По свидетельству современников Милицын был человеком высокой культуры, хорошо образованным. Через некоторое время Елизавета и Николай стали жить вместе.

На фото:
1.Елизавета Митрофановна Милицына, 1899-1905
2.Николай Алексеевич Милицын
3.Стихотворения в прозе. Машинописная рукопись Е.А. Милицыной


Николай Милицын всячески поддерживал занятия жены литературой, помогал ей заполнить пробелы образования. Милицыны переезжают в Москву. Елизавета Митрофановна знакомится со столичной интеллигенцией, писателями, деятелями театра. В это время она начинает писать очерки и рассказы. В трёх январских номерах газеты «Русские ведомости» за 1898 год публикуют её рассказ «Деревенские картинки». Вскоре он был перепечатан во Львове в журнале «Живое слово». В 1902 году в апрельском номере журнала «Русская мысль» был опубликован её второй рассказ «На Голубинке», повествующий о деградации личности главного героя. Позже эту тему продолжил Максим Горький в своей пьесе «На дне». В «Русской мысли» будут публиковаться и другие рассказы Милицыной.

На фото:
1.Обложка журнала «Русская мысль».1907г.
2.Рассказ Е.А. Милицыной «Около угодника». Страница из журнала «Русская мысль».1907 г.
3.Рассказ Е.А. Милицыной «Слепой». Страница из журнала «Русская мысль». До 1910 года


Последующее десятилетие для Елизаветы Митрофановны стало временем создания наиболее ярких произведений, кульминацией литературной деятельности писательницы. Её рассказы печатались во многих журналах, в том числе в «Русском богатстве», «Вестнике Европы», «Маяке». В этот период творчество Елизаветы Милицыной привлекло пристальное внимание тогда уже известных и авторитетных писателей Владимира Короленко и Максима Горького. Между Милицыной и Горьким завязалась длительная переписка, часть писем из которой сохранилась до сих пор.

На фото:
1.Журнал «Русские Ведомости», посвящённый 50-летию со дня основания издания. На странице 116 упоминание о первой публикации Е.М. Милицыной
2.Журнал «Маяк» №2, 1911 год
3.Рассказ Е.М. Милицыной «Журочка» в журнале «Маяк»


В 1905 году в Москве вышел сборник «Избранные рассказы», в который вошли произведения писательницы 1898 – 1902 годов. В 1910 г. в издательстве «Знание» вышли два тома рассказов Милицыной. В 1910-1911 годах она активно сотрудничала с этим издательством. Тогда оно публиковало, кроме произведений Максима Горького, труды таких писателей, как Александр Серафимович, Викентий Вересаев, Александр Куприн. Сборники писательницы имели большой успех. Одобрительных и даже восторженных откликов критиков заслужили повесть «За светом» и рассказ «Идеалист». Анатолий Луначарский так отозвался о повести «За светом»: «За светом» является очень интересной попыткой проникнуть в душу той бродячей Руси,… которая ходит по лицу земли в поисках за утешением, поучением, развлечением, иногда и за более низменными благами… Она даёт прелестные поэтические картины, созданные живым, чисто народным воображением…»

На фото:
1. Фотопортрет Максима Горького
2. Фотопортрет Анатолия Луначарского
3. Фотопортрет Елизаветы Милицыной. Предположительно 1910г.


Третий том рассказов Елизаветы Милицыной был напечатан в Москве в 1913 году. В свет он вышел не сразу. Московским комитетом по делам печати на сборник был наложен арест, а против автора возбуждено уголовное дело «за восстановление класса на класс в печати». Позже уголовное дело было приостановлено, а затем не рассматривалось, вероятно, в связи с началом войны. В рассказах сборника писательница обращается к теме бедственного положения крестьян, их тяжёлой жизни; наряду с этим она пишет о цельном внутреннем мире простых людей, их тяге к знаниям. Если в раннем творчестве автора были сильны черты идеализации деревни, то в произведениях третьего тома читатель видит реалистичное изображение жизни крестьян.

На фото:
1-2. Е. Милицына Рассказы. Т 3. Москва, типография Товарищества И.Н. Кушнер и К, 1913
3. Рассказ «Призраки», вошедший в третий том рассказов Е.М. Милицыной


Позже третий том был удостоен Почётного отзыва Академии наук за подписью академика А.А. Шахматова, а всего в досоветской России Милицына за своё творчество четырежды (1905, 1907, 1913, 1915 гг.) была поощрена подобными отзывами. В 1913 году писательница была избрана в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. Это литературно-научное объединение существовало с 1811 по 1930 годы и пользовалось большим авторитетом в России.

На фото:
1-2. Конверт от письма, посланного Отделением русского языка и словесности Императорской Академии наук 12.12.1915 г. Е.М. Милицыной.


С 1906 года Милицыны живут в Воронеже. В 1914 году Россия вступает в Первую мировую войну. Елизавета Митрофановна воспринимает войну как общее большое горе, оканчивает курсы сестер милосердия и устраивается в один из воронежских госпиталей. На тот момент их в городе уже более сорока. В своей автобиографии она пишет: «В войну писать не могла, работала в госпитале и написала только «Записки сестры милосердия»…».

На фото:
1. Елизавета Милицына. 1914-1918 гг.
2. Сестры милосердия. Справа предположительно Е.М. Милицына. 1914-1918 гг.
3. Персонал госпиталя. 1914-1918 гг.


Из очерка «Записки сестры милосердия»:

«Растворяются широкие, тяжелые двери, и серою толпой в окровавленных шинелях молча входят раненые, стучат костылями об узорные плитки пола, волочат забинтованные ноги. Собравшаяся у подъезда толпа провожает их испуганными, расширенными, любопытными глазами. Санитары помогают подняться по лестнице, отбирают костыли, подхватывают под мышки слабых, вносят их на руках. Раненые садятся на приготовленные скамьи. Лица простые. В них что-то безразличное к себе и к окружающему: припухлые носы, потрескавшиеся губы, тёмные желтоватые пятна на ввалившихся щеках, белые, обветренные, голодные губы…

…Мне всё время со дня объявления войны кажется, что я была где-то далеко, в чужом краю; что я долго, мучительно тосковала по родине и теперь только увидела её. Тянется обоз по дороге: это «они» — «наши», «родные», идут, разговаривают. Это те, что отдали родине детей своих. Увидишь женщин – это матери, чьи глаза не просыхают от слёз. Это жёны, обречённые страданию; жёны и матери, которым суждено нести мужской труд, в великом горе, лишениях перестраивать свою жизнь, перевоспитывать детей…

…Лежат разбитые лётчики, что орлами носились в небе, разведчики, каждый шаг которых нёс им смерть, пушкари-наводчики, познавшие огненный язык орудий, ставший им второю жизнью, лежат быстрые как ураган казаки, серая пехота, даже не сознающая всего величия совершённых ею подвигов…»

На фото:
1-4. Машинописная рукопись очерка «Записки сестры милосердия» с правками автора.


У этого произведения трудная и драматичная судьба. Милицына писала:

«… Так как военная цензура была строга и выкинула половину «Записок…», то в печать «Записки…» не отдавала». Отрывки из «Записок сестры милосердия» были прочитаны со сцены известным актёром Василием Качаловым в 1916 году на вечере в пользу слепых. Присутствовавшая на чтении великая русская актриса Мария Ермолова была ошеломлена: «Это удивительно хорошо.… Но читать вслух это нельзя, над этим можно только рыдать». Произведение было запрещено к печати не только царской, но и советской цензурой, и опубликовано только в 1998 году в журнале «Подъём».

На фото:
1. Василий Качалов
2. Мария Ермолова
3. Журнал «Подъем» № 4, 1998 г с публикацией «Записок сестры милосердия»


После Октябрьской революции Елизавета Митрофановна активно сотрудничала с газетами и журналом «Революция и просвещение», ездила по деревням, выступала с докладами и лекциями. Горький отзывался о Милицыной как об «умном и стойком борце за возрождение нашей страны».

В 1919 году Милицына потеряла сначала мать и отца, а затем мужа и сестру. После их смерти писательница покинула Воронеж и уехала в село Шукавку Воронежского уезда, где заведовала библиотекой, потом – детским домом. Сохранились воспоминания ее бывшего воспитанника Михаила Хатунцева: «Елизавета Митрофановна (…) была мать-революционерка, не считалась с трудностями – лишь бы воспитать нас в духе преданности, честности и трудолюбивыми (…) Мы ее любили».

Через три года, вернувшись из Шукавки, она посвятила себя общественной работе и литературе. Елизавета Митрофановна публиковалась в изданиях воронежской периодики: «Коммуна», «Новая жизнь», «Беднота», «Звено». Милицына руководила самодеятельным театром в селе Гремячье Воронежского уезда. Для него она написала две пьесы и несколько инсценировок. В это же время её рассказы были опубликованы издательствами «Севкавкнига» (Ростов-на-Дону) и «Буревестник» (Краснодар).

На фото:
1. Е. Милицына. В плену. Со слов бывшего в плену солдата П.З. Бахметьева. Воронеж, 1917
2. Е. Милицына. Листовка к митингу женщин. Воронеж.
3. Е. Милицына. Рассказ «Петля». Ростов-на-Дону. Издательство «Севкавкнига». 1926
4. Е. Милицына. Рассказ. Бабья дорога. Краснодар. Издательство «Буревестник». 1925


Последними произведениями писательницы стали рассказ «Без Красного Октября» и незаконченный очерк «По сёлам ЦЧО с котомкой». Вот цитата из него:

«Как много ярких женщин в селе Яблочном… переткали они поле и село своими красными нарядами. Как много синего на мужиках, как сойдутся, то образуют живые букеты маков и васильков».

Елизавета Митрофановна Милицына скончалась 11 января 1930 года. Она похоронена рядом с поэтами Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным в литературном некрополе Воронежа.
После смерти писательницы её произведения продолжали издаваться. В 1947 году в сборнике «Писатели-воронежцы XIX и начала ХХ вв.» опубликован ее рассказ «Только час», а 1949 году вышла книга «Избранные рассказы».

На фото:
1. Машинописная рукопись инсценировки Е.М. Милицыной «Сказка о попе Остолопе и работнике его Балде» А.С. Пушкина в 5 действиях.
2. Машинописная рукопись очерка Е.М. Милицыной «По сёлам ЦЧО с котомкой».
3. Сборник «Писатели-воронежцы XIX и начала ХХ вв.». Воронежское областное книгоиздательство. 1947г.


Яркую и глубокую оценку творчества Елизаветы Милицыной дал известный воронежский краевед и писатель Олег Ласунский в своей книге «Литературная прогулка по Воронежу»: «Милицына была народной писательницей в наиболее благородном значении этих слов. Она сама вышла из низов, потом словно бы растворилась среди них, чтобы правдивее поведать об их же тяготах. Свои художественные искания она сосредоточила на создании полнокровных характеров из народа».

На фото:
1.Удостоверение личности, выданное Воронежским управлением гормилиции Елизавете Митрофановне Каргиной (Милицыной).1926г.
2. Воронежский литературный некрополь.
3. Могила Елизаветы Митрофановны Милицыной.