Образовательные программы

Культурно – образовательные программы рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они проводятся как в подразделениях литературного музея имени И.С. Никитина, так и в детских садах и школах.

ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ!


Программа «Здравствуй, музей!» – это уникальная возможность увидеть экспозиции и выставки Музея имени И. С. Никитина. Сотрудники музея познакомят участников программы с историей первых музеев мира и откроют тайны хранения экспонатов. Они расскажут об укладах жизни и быте России разных веков, о русских поэтах и писателях Иване Никитине, Алексее Кольцове, Самуиле Маршаке и научат популярным играм XIX – начала XX веков. В завершение помогут подготовить музейную выставку. Программа состоит из трех образовательных блоков с общим сроком обучения 8 месяцев:

«ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ?» (4 занятия). В игровой форме дети познакомятся с понятиями «музей», «коллекция музея», правилами хранения предметов и документов и создания экспозиций. Занятия сопровождаются мультимедийными показами.
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ» (3 занятия). Когда были созданы литературные музеи и зачем? Что в них хранится? На эти и другие вопросы сотрудниками музея будут даны исчерпывающие ответы. Занятия сопровождаются мультимедийными показами.
«МУЗЕЙНАЯ ВЫСТАВКА СВОИМИ РУКАМИ» (3 занятия). Слушатели, успешно окончившие первые два курса занятий, изготовят экспонат или коллекцию с придуманной автором историей, подготовят свою выставку и проведут по ней экскурсию.

МУЗЕЙ В СУНДУЧКЕ


Программа знакомит детей с особенностями и традициями народных сказок России, Англии и Японии. Она включает в себя четыре занятия, сопровождающиеся мультимедийными показами:

«В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ». В игровой форме дети познакомятся с персонажами русских сказок, увидят сказочные предметы, хранящиеся в волшебном сундучке.
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ». Вместе с сотрудником музея дети вспомнят самые любимые сказки о животных, увидят музыкальные отрывки из популярных детских мультфильмов.
АНГЛИЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. Кто являются главными героями в английской народной сказке? Как сказать по-английски «сапоги-скороходы» или «шапка-невидимка»? Ответы на эти и другие вопросы дети узнают в ходе занятия.
«ЯПОНСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА». На занятии дети узнают о традициях японской народной сказки, познакомятся с многочисленными персонажами сказочного фольклора Японии.

КАК «ЖИВУТ» ЭКСПОНАТЫ В МУЗЕЕ

Предметы, которые выставляются в музее, называются экспонатами. На интерактивном занятии ребятам расскажут, где и как они хранятся, какие сотрудники помогают им восхищать и удивлять посетителей. Также будет показано, как книги, фотографии, рисунки могут стать достоянием литературного музея. Дети примут участие в занимательной игре «Отправь экспонат в литературный музей» и «Собери свою коллекцию».
Занятие проводится с использованием мультимедийного оборудования.

ПРЕДМЕТЫ СТАРИННОГО БЫТА

Старинные предметы говорят об интересных фактах ушедшей эпохи, о традициях и обычаях. Юным посетителям расскажут об укладе жизни прошедших веков, о быте и суевериях, а также какую роль в различных обрядах играли посуда, одежда, украшения и многое другое. На занятии будут использованы предметы и материалы из фондов Музея имени И. С. Никитина. После неё для ребят будет проведена занимательная игра-викторина «Подбери пару». Её смысл состоит в том, что к современным предметам быта нужно будет правильно подобрать старинные аналоги и ответить на вопросы.
Занятие проводится с использованием экспонатов действующих экспозиций.

У ПОСЛЕДНЕЙ ТОЧКИ НА ПОСЛЕДНЕЙ СТРОЧКЕ

Среди изучаемых предметов в гимназические годы Самуила Маршака одним из значимых была каллиграфия. Гимназисты в первый год обучения в тетрадях для прописей сначала писали карандашом, и только потом им разрешалось пользоваться пером и чернилами. Чтобы достичь успехов в обучении красивого написания букв и слов, нужно было знать правила.
Ребятам покажут, как правильно держать карандаш, перьевую ручку и птичье перо, расскажут о стилях старинных прописей и письменных наборах. Детей научат технике написания букв XIX – начала XX века, которую сейчас не преподают в школах. На занятии ребята напишут чернилами послание родственникам или друзьям.