ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Литературно — музыкальные гостиные по своей сути уникальны и делает их таковыми не только исполнение не встречающихся произведений в репертуарах других исполнителей, но и само звучание рояля фабрики Шрёдер, возраст которого более 130 лет. Музей-усадьба одно из немногих мест в России, где до сих пор проводится музыкальный салон в традициях XIX века.

«РОМАНСОВАЯ ЛИРИКА РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ»

Романсы – это излюбленный музыкальный и литературный жанр XVIII–XIX века в России. На гостиной будут исполнены романсы, повествующие о далёком времени балов и гусаров, шумных светских музыкальных салонов столиц и тихих вечеров провинциальных усадьб. Авторы этих произведений – представители разных эпох и социальных взглядов, объединенных своим трепетным отношением к романсу. Прозвучат романсы «Приметы» на стихи Александра Пушкина, «О молодом гусаре» Булата Окуджавы, «Снежная королева» Елены Бушуевой, «Свеча» Вероники Долиной и другие.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВОРОНЕЖА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА».

История музыкальной жизни Воронежа во второй половине XIX века полна ярких страниц. В первую очередь это связано с деятельностью кружка любителей музыки. В 1867 году при участии членов кружка было создано отделение Русского Музыкального общества. Благодаря Воронежскому отделению открылась первая музыкальная школа в городе, и его с концертами посетили выдающиеся исполнители: Антон и Николай Рубинштейны, Модест Мусорский и другие музыканты.

Мы предлагаем слушателям мысленно перенестись в прошлое и побывать на концерте XIX века. Программа гостиной составлена на основе городских афиш того времени. Прозвучат: «Мелодия» Антона Рубинштейна, «Слеза» Модеста Мусоргского, «Соловей» Александра Алябьева и другие известные произведения. Приятным сюрпризом станет исполнение ранее неизвестных пьес для фортепиано Михаила Веневитинова, оставившего заметный след в деятельности Воронежского отделения РМО и внесшего значительный вклад в дело популяризации музыкальной культуры в России.

«ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ»

Во второй половине XIX века русская фортепианная музыка завоевывает мировое признание. Глубокий интерес вызывает артистическая деятельность величайшего из концертирующих пианистов того времени – Антона Рубинштейна. Внимание к русской фортепианной школе усиливается также благодаря гастролям за границей других русских пианистов. Произведения Рубинштейна, а затем композиторов «могучей кучки» и Чайковского начинают входить в репертуар зарубежных исполнителей.

Концертная программа познакомит с историей жизни и творческого пути исполнителей и музыкальных деятелей России тех лет. Прозвучит музыка русских композиторов: «Вальс» Александра Грибоедова, «Вальс» Александра Одоевского, ноктюрн «Разлука» Михаила Глинки. Особенностью программы является исполнение вальсов Михаила Веневитинова, Льва Толстого и Анны Керн.

«ПО СТРАНИЦАМ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П.И. ЧАЙКОВСКОГО».

Петр Ильич Чайковский очень любил детей и тонко понимал их юную душу. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни». «Детский альбом» Чайковского стал первым сборником фортепианных пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы. Альбом состоит из 24 пьес — миниатюр, связанных общей тематикой. Пьесы исполняются уже более ста лет. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

На гостиной прозвучит «золотой образец» фортепианной музыки — «Детский альбом» Петра Чайковского. Исполнение пьес сопровождается мультимедийным представлением.